Победе 75

Навстречу великой Победе

Приказ о благодарности от 12 мая 2020 г. № 116-у


ТВОРЧЕСТВУ В БЛОКАДНОМ ЛЕНИНГРАДЕ ПОСВЯЩАЕТСЯ

«Когда гремели пушки, музы не молчали» 

Козлов Иван

В истории нашего отечества есть немало подвигов, как в мирном труде, так и на ратном поприще, и все ни неразрывно связаны с искусством, в своём большинстве с музыкой, которая вдохновляла на подвиг, давала силы идти до конца.

Именно таким ярким примером стал блокадный Ленинград. Музыка и там внесла свой незримый вклад в победу над врагом, над смертью. Наверное многие знают, что был такой композитор как Дмитрий Шостакович - легенда русской культуры и искусства. Но скорее всего, не каждый знает, чем же он так знаменит, и какой он внёс вклад в борьбу с фашизмом.

Основным вкладом Шостаковича в борьбу с врагом стало создание им Седьмой симфонии. Многие скажут: "Ну и написал симфонию, как будто что-то на фронте и в блокадном Ленинграде в пользу наших войск изменится". Все эти сомнения - неверны. Седьмая симфония Шостаковича - это великое произведение, отражающее не только волю к победе, но и непреодолимую силу духа русского народа. Грандиозная по масштабу композиция подарила надежду и веру в победу не только людям блокадного Ленинграда, но и всему Советскому народу. А ведь это тогда было особенно важно: на фронтах и в Ленинграде была очень трудная обстановка, люди были измотаны не только физически но и морально, и чтобы воодушевить народ, Седьмая симфония была просто необходима.

Стоит отметить что Шостакович писал симфонию в трудной обстановке. В первый же день войны он приступил к работе, одновременно являясь бойцом противовоздушной обороны. Как пишет сам Дмитрий Шостакович: "Я не спал, и не ел, и отрывался от сочинения только тогда, когда дежурил или при возникновении воздушных тревог.

Седьмая симфония состояла из четырёх частей и была закончена весной 1942 года. Впервые произведение было исполнено в Куйбышеве, позже произведение исполнялось за границей. Но ни одно исполнение на Западных сценах не могло сравниться с масштабным исполнением в блокадном Ленинграде.

Это было 9 августа, по расчёту Гитлера Ленинград должен был в этот день пасть. Но... "Умом Россию не понять", враг был просто ошарашен, когда из осаждённого города полилась музыка. Город жил! Ленинградцы показали всему миру, что Ленинград не пал, что люди в нём не сдались врагу под давлением голода и обстрелов, и что они полны веры и решительность сокрушить врага.

Это было своего рода чудо: произведение звучало в каждом доме, на улицах, трансляция велась по радио и через громкоговорители. Немцы же окончательно усомнились в своей победе, они были поражены настоящим подвигом Советского народа.

Спустя пару месяцев, а именно в 1943 году, 18 января блокада Ленинграда была прорвана Советскими войсками. Город выстоял в этой страшной борьбе с фашизмом и вклад Седьмой симфонии в эту победу велик.


Куканов Михаил

Страшные военные годы уходят от нас все дальше и дальше, но люди будут вечно помнить и чтить подвиги, которые совершали их земляки, ведь благодаря этим подвигам по мы сейчас ходим по нашей родной земле.

Не осталось в стороне от войны и искусство, которое также внесло свой вклад в Победу — оно стало настоящим оружием против врага.

Блокада Ленинграда стала настоящим испытанием для жителей города. Они не жили, они выживали. И каждый сохранял то, что мог: кто-то себя, близких, знакомых и незнакомых людей, кто-то книги, пластинки, памятники культуры и искусство в целом.

В военные годы, как, впрочем и всегда, были люди с разными характерами и разными ценностями. Некоторые с легкостью сжигали книги, чтобы согреться, а некоторые готовы были пожертвовать жизнью, но сохранить культурные ценности.

В страшную годину испытаний ленинградцы не только сохраняли произведения искусства, но и создавали новые, которые покоряли сердца и души людей.

Ольга Берггольц — «ленинградская Мадонна», как называли ее в осажденном городе, часами читала по радио свои стихи, наполненные болью за родной город. Ее голос завораживал и вселял надежду, давал силы жить и бороться.

А скольких ученых, писателей, поэтов, музыкантов, танцоров, художников, скульпторов, архитекторов потеряла страна на полях сражений. А ведь они могли бы жить и творить, создать еще множество произведений, сделать новых открытий!

Жаль, что в настоящее время историю Великой Войны стали забывать, все меньше внимания уделяют ей в школьных учебниках. Я считаю, что этой теме должно уделяться гораздо больше времени и внимания, чтобы дети помнили о подвигах своих земляков. Иначе через пару десятков лет люди рискую совсем забыть, через что пришлось пройти нашим предкам, чтобы дать нам возможность жить.


Поторочина Александра

Великая Отечественная война. Блокада Ленинграда. Голод, холод, неуверенность, что завтра ты и твои близкие будут жить...

Почти три года люди находились в экстремальных условиях. Они не жили, они выживали. Выживали в городе, исторически и культурно связанным с рождением Российской империи и вхождением России в современную историю в роли европейской сверхдержавы. На протяжении всей истории страны Петроград - это город искусства, город высокообразованных людей. Там собрано множество памятников, входящих в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Эрмитаж - так же один из крупнейших и наиболее значительных художественных и культурно-исторических музеев мира.

Казалось бы, голод - самое ужасное, что можно испытать в жизни. А каково это - быть окруженным врагами. В то время люди прежде всего думали не о себе, а о своем городе, о своей стране. Еще до начала блокады началась эвакуация мирных жителей, у них была возможность уехать, но многие не оставили свои родные дома, улицы, проспекты, мосты, свой родной город.

В тяжелейших условиях люди выжили не только физически, но и морально, не превратились в животных, которыми овладело чувство безумия от голода. Множество исторических памятников, находившихся в городе старались уберечь от бомбежки. В их число входил и самый знаменитый музей страны Эрмитаж.

Он хоть и не подвергался фашистскому вандализму непосредственно, то есть изнутри, но и его сокровища оказались под угрозой, Спасение музея стало важной задачей для его сотрудников и не только. С первых же дней войны весь персонал Эрмитажа не покладая рук трудился над упаковкой экспонатов, представлявших огромную ценность. Работа шла непрерывно, день и ночь. Сотрудникам музея помогало огромное количество простых граждан, которым была небезразлична судьба музея. Это были художники, скульпторы, педагоги, служащие научных учреждений и многие другие. Люди буквально умоляли допустить их к работе.

Из воспоминаний очевидцев: «Приходилось выдерживать борьбу с людьми, отказывавшимися от возможности выезда в безопасные районы страны, лишь бы не расставаться с родным городом и с родным музеем. Покидать стены Эрмитажа и Зимнего дворца никто не хотел».

После упаковки эрмитажные ценности вывозились в тыл. В залах Эрмитажа оставались только те предметы, которые имели второстепенное значение, или слишком громоздкие коллекции, которые было слишком сложно вывезти. Небольшая группа сотрудников хранила коллекции, упакованные и перенесённые в безопасные кладовые и подвалы. Но из-за непрерывных бомбежек, от которых постоянно лопались водопроводные трубы, изголодавшимся и ослабленным сотрудникам приходилось переносить экспонаты из подвала в подвал, из зала в зал. Это была титаническая работа. Однако, за всё время блокады ни один значительный экспонат не был потерян, испорчен или уничтожен. Люди всевозможными силами старались сохранить ценности, даже в условиях холода и голода.

Эрмитаж стремительно пустел, но не забывал своего предназначения. В залах Зимнего дворца действовала большая выставка, посвященная героическому ратному прошлому русского народа. В залах на протяжении всей блокады проходили выставки, посвященные истории русской армии и ее победам, чтение стихов, заседания. Город жил, жил культурно.

Из выступления на заседании, посвященном 500-летию великого поэта Алишера Навои:

«Уже один тот факт чествования поэта в Ленинграде, осаждённом, обречённом на страдания от голода и надвигающейся стужи, в городе, который враги считают уже мёртвым и обескровленным, ещё раз свидетельствует о мужественном духе нашего народа и его несломленной воле...».

Ещё до окончания войны в залах музея начались восстановительные работы, а вскоре после победы в Ленинград вернулись все эвакуированные культурные ценности, и Эрмитаж был снова открыт для посетителей. Ни один экспонат не был утерян за время войны, и лишь небольшую их часть потребовалось реставрировать.

Под грохот пушек, свист снарядов, взрывы бомб люди, истинно любящие свой город, продолжали чтить памятники культуры, сохранять экспонаты. Они не стали животными. Нет. Они, даже в условиях голода, холода, постоянного страха смерти продолжали оставаться людьми...


Сергеева Екатерина

В истории нашего отечества есть странички, поражающие до глубины души. Эти страницы нашей истории наполнены кровью, страхом, слезами… А также они наполнены отвагой, любовью к своей Родине, упорством и трудом.

Одним из самых страшных эпизодов нашей страны является Великая Отечественная Война, а одной из самых трагичных страниц – блокада Ленинграда. Прошло уже 75 лет, но мы не забываем о подвиге людей в те страшные года. 27 января 1941 года – день снятия блокады Ленинграда. Этот день останется в памяти многих Ленинградцев. Но как люди смогли удерживать город?

8 сентября 1941 года, все пути, связывающие Ленинград с остальным миром оказались перекрыты. Очень трудно представить, как люди прожили 900 дней блокады. Очень страшно представить, каково жить без воды и тепла, ограниченной едой, в жуткий мороз, пробирающий до костей. Очень страшно представить, как люди выдерживали бомбардировки вражеских самолетов. Но при всем этом, люди работали на заводах, помогали друг другу, пытались сохранить город. Ленинградцы жили не ради своего выживания, они пытались быть полезными во всем. Дети трудились наравне со взрослыми. При всех сложностях жизни работали школы, где учили детей, консерватории, театры. Люди старались не просто выживать, а жить!

В этом оказало большое влияние искусство, музыка. Именно искусство вдохновляло ленинградцев на подвиг, давало силы и надежду.

Ярким примером стала Ольга Берггольц. В годы Великой Отечественной Войны Ольга оставалась в осажденном Ленинграде. С августа 1941 года она работала на радио. Каждый день люди приходили и слушали радио. Они слушали новости, но еще это были и музыка, и поэзия. Почти каждый день Ольга обращалась к мужеству жителей города, пытаясь достучаться до них и дать надежду горожанам.

Ей принадлежит известная строчка : “Никто не забыт, ничто не забыто”. В это время она создавала свои поэмы, посвященные защитникам Ленинграда. В 1943 году она написала сценарий пьесы “Они жили в Ленинграде”.

Имеет здесь место и музыка. Она внесла большой вклад в победу над врагом, потому что вдохновляла людей на подвиги и давала крупицу надежды. Людям стоило услышать минуту музыки, что бы найти в себе силы и продолжать трудиться.

Большой вклад внес Дмитрий Шостакович. С 1937 года он вел класс композиции в Ленинградской консерватории , а в 1939 году он стал профессором. Находясь в первые месяцы войны в Ленинграде, он стал работать над седьмой симфонией - “Ленинградской”. В блокадном Ленинграде симфония впервые была исполнена на сцене театра в 1942 году. Исполнение симфонии стало важным событием для жизни жителей и города.

Многие могут подумать, что музыка, поэмы, стихи, танцы были ни к чему. С какой целью это было? Ведь нужно все силы направить на производство и помощь в военных действиях. Но это совсем не так. Людям это было нужно. Человеческий дух требует этого, чтобы дальше жить и бороться.

Я считаю, что люди, занимавшиеся искусством в военный период, совершили не меньший подвиг. Горожане пережили многое, и им нужна была опора. Этой опорой стало искусство. Своими выступлениями, людям поднимали настроение, боевой дух. Я считаю, что это того стоило. Потому что даже в самые темные времена, нужен лучик света и надежды. 900 дней блокады Ленинграда стали страшной страницей нашей истории. Но искусство и творчество сыграло немалую роль в жизни города. Нужно помнить об этом и не забывать.


Трифонова Анастасия

В годы Великой Отечественной войны жизнь и труд всех советских людей, в том числе и деятелей искусства, были подчинены одной цели - скорейшей победе над врагом. Артисты выступали на всех фронтах в военных подразделениях, в госпиталях, в партизанских отрядах. Вместе с выдающимися мастерами выступала в концертах и молодежь, студенты театральных и музыкальных вузов.

Недавно в нашем колледже мы посмотрели фильм про детей, остававшийся в блокадном Ленинграде - балетный коллектив проявил пример мужества и героизма.

Там говорилось про Ленинград, конец первой блокадной зимы 1941/42 года. Борис Корбут, до войны работавший балетмейстером во Дворце пионеров, приезжает в город с заданием политотдела — собрать танцевальную группу для агитвзвода. Взрослых танцоров он не находит, но на улице сталкивается с одним из своих бывших учеников. Тогда Корбут разыскивает других оставшихся в живых участников ансамбля. Каких трудов стоило Борису убедить падающих в голодные обмороки ребят возобновить занятия, но в конце концов коллектив был собран, хоть и не в полном составе — многие уже умерли от голода.

Репетиции мучительны, но танцоры не сдаются и в скором времени коллектив отправляется на фронт.

Затем ребят и Корбута ждала новая задача - убедить фронтовое начальство оставить детей на передовой. Командование части, увидев изможденных артистов пришло в ужас: «Это же дети. Больные дети»! Но у этих детей сила воли и тяга помочь войскам была больше чем у кого либо. После первого концерта начальство сдалось и ребята могли выступать и радовать бойцов своими выступлениями.

В военных частях особенным успехом пользовались танцы на военную тему и народные танцы. Поэтому в годы войны создается большое количество ансамблей песни и пляски. Каждая воинская часть имела свой коллектив. Танцы и вообще любое искусство очень сильно придерживало людей в эти тяжёлые времена.


Чабанюк Яна

Посмотрев фильм "Мы смерти смотрели в лицо", я увидела все тягости и переживания людей блокадного Ленинграда. В фильме меня поразило то что люди не жили каждый сам для себя, а пытались быть полезными во всем. Дети трудились на заводах, на ровне со взрослыми, перед работой или же после нее, помогали старикам и тем кто не мог что-то делать сам. Этот фильм передает не только весь страх, боль, трудности, но и труд, упорство и жизнелюбие взрослых и юных Ленинградцев. Не смотря даже на усталость и голод, дети в этом фильме, знали ради чего они все это делают. Они не отступали и отдавали частицу себя в своем творчестве.

"Я счастлив тем, что в грозовые годы

Я был с тобой,

Что мог отдать заре твоей свободы

Весь голос мой.

Я счастлив тем, что в пламени суровом

В пылу блокад,

Сам защищал - и пулею и словом-

Мой Ленинград."

Это строки из стихотворения Всеволода Рождественского. Всеволод был военным корреспондентом. С первых дней войны входил в народное ополчение, участвовал в прорыве блокады Ленинграда . Всеволод был патриотом своего города, и даже на фронте, держа в руках автомат,он писал стихи о своем городе. Всеволод понимал , что творчество, в годы блокады, в годы тяжелой войны, нужно людям, что бы они верили в то что война скоро закончится, что весь этот ужас скоро закончится.

"Я говорю: нас граждан Ленинграда,

не поколеблет грохот канонад,

и если завтра будут баррикад-

мы не покинем наших баррикад...

И женщины с бойцами встанут рядом,

и дети нам патроны поднесут,

и надо всеми нами зацветут

старинные знамена Петрограда."

Это стихотворение Ольги Берггольц. Она в годы Великой Отечественной Войны оставалась в осажденном Ленинграде. Ольга работала на радио, и ежедневно обращалась к жителям города. Даже под угрозой смерти от голода и холода, Ольга оставалась в Ленинграде до конца войны и работала.

Благодаря таким людям как Всеволод Рождественский, Ольга Берггольц и таким, как дети из фильма "Мы смерти смотрели в лицо", многие жители Ленинграда и остались живы, потому - что они видели, что даже в самые тяжелые годы, люди творят, и это вселяло надежду и веру в лучшее.

Я уверенна, что такие поступки обязательно должны остаться у каждого в памяти, иначе все это было зря.


Мелентьева Анастасия

Наверное, навсегда у русского народа останется память о тех ужасных, голодных днях блокады Ленинграда.

Каждый житель города на Неве будь то солдат, рабочий или даже ребенок старались отстоять независимость города, не отдать его врагу. Но разве за эти 900 дней блокады не было ничего кроме войны, разве все сосредоточились только на ней. Те, кто считает это правдой, очень сильно заблуждается, ведь Ленинград был и остается культурным центром России, да и человек без искусства прожить не может. Об этом говорил и Федор Михайлович Достоевский: «Искусство есть такая потребность для человека, как есть и пить. Потребность красоты и творчества, воплощающего ее, — неразлучна с человеком, и без нее человек, может быть, не захотел бы жить на свете».

А ведь в городе на Неве остались не только рабочие и солдаты, но и люди тесно связанные с искусством: писатели, поэты, художники. И эти люди не переставали работать несмотря на голод и смерть царящую повсюду.

На протяжении всей блокады продолжали работать театры и кинотеатры, радио и библиотеки. А еще в течение всех 900 дней не прекращала своей работы городская филармония.

Если говорить о произведениях, написанных в блокадном Ленинграде, то стихи Ольги Федоровны Берггольц стали настоящим символом блокады. Но не стоит забывать и о других поэтах таких как Ю.Воронов, О.Тихонов, А.Молчанов, В.Рождественский и многих других.

Но кроме писателей в городе остались еще и художники. И если писатели рассказывали о трудностях и тягостях блокады, а мы сами представляли те страшные картины, то художники отражали блокаду карандашами и красками, не прибегая к помощи слов. Бомбежки, голод, смерть и страх также как и на рассказах и стихах отразились и на творениях художников. Рассматривая творения таких художников как А.Харшак, А.Пахомов, В.Богаткин, В.Селиванов и многих других, творивших в то время, невозможно остаться равнодушным. И не просто, потому что на них отражается страх и боль, а потому что на них изображена помощь и надежда на лучшее.

Как сказал Борис Пастернак: «Искусство всегда, не переставая, занято двумя вещами. Оно неотступно размышляет о смерти и неотступно творит жизнь», так и в Ленинграде искусство хоть и постоянно связано со смертью, но оно помогало людям трудящимся и воюющим за прекрасный город над Невой.


Татьяна Аверьянова

С 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года длилось одно из самых трагических событий Великой Отечественной войны. Все это время город Ленинград был в окружении врага, отрезанный от всего мира. Люди оказались без доступа к продовольствию, один на один с холодом, болезнями и лишениями на 871 день. Смерть в годы блокады была обыкновенным явлением на улицах Ленинграда. Люди погибали от истощения, от холода, от болезней. Символом трагедии стал дневник Тани Савичевой, на страницах которого девочка описала смерть своих близких. Сама Таня, также не выдержав лишений, умерла уже в эвакуации. По самым скромным подсчетам в годы блокады погибли 630 тысяч человек. Жертвы были огромные, но город выстоял, став символом мужества и неповиновения врага.

В августе 1941 года практически все ленинградские театры были эвакуированы. Оставались только Музкомедия и Симфонический оркестр Радиокомитета. Однако вскоре возник Театр народного ополчения, разделившийся потом на «Фронтовой цирк» и «Танцевальный агитвзвод». Работал театр Краснознамённого Балтийского флота. А в октябре 1942 года родился новый Городской театр, теперь носящий имя Комиссаржевской. Со временем в блокадном городе организовали оперную и балетную труппы. Мировой сенсацией стало исполнение в Филармонии Седьмой симфонии Шостаковича. Ленинградские артисты выезжали на фронт и даже - за кольцо блокады.

Казалось бы, о каком искусстве может идти речь, если люди умирают от голода? И всё-таки, как свидетельствует современник: «Билеты раскупались моментально, в первый же день продаж за десять дней до спектакля. Лишний билетик спрашивали, начиная от Невского. На площади у Александринского театра - целая толпа».

Но дальше впечатления негативные: «Некоторые живут на перепродаже билетов, и живут по нынешним временам неплохо. Я видел, как гражданин продавал билет за хлеб: 200 граммов хлеба за один билет на третий ярус». По другим свидетельствам, за билет брали и 400 граммов хлеба. Понятно, что для большинства это было невозможно. Но находились граждане, которые «могли себе это позволить». Да и в зале среди исхудавших и плохо одетых ленинградцев порой выделялись люди «в теле», с нарядными дамами под ручку. Они поглядывали на остальную публику свысока. Но не они определяли блокадный зал. Как вспоминала певица Софья Преображенская: «Творческие силы в нас вливало общение с нашей замечательной публикой, с её верой в победу и отвагой».

В январе 1944 года усилиями наших войск кольцо блокады было разорвано. Настал день, когда мучения были закончены. Звучал победный салют. У всех на глазах были слезы радости.

А уже осенью 1944 года возвратились из эвакуации и возобновили спектакли все ленинградские театры.

 

ЭБС Лань

ЭБС Лань

Log in